|
Как использовать игру, когда ребенок заболел?
Как вести себя при заболевании ребенка,
можно ли детям играть во время болезни? Это не праздные вопросы,
потому что от правильного поведения взрослых у постели
заболевшего ребенка, от организации его режима и игр во многом
зависят быстрота и полноценность выздоровления.
К психологическому состоянию больного
ребенка следует относиться с особым вниманием. Существуют
некоторые общие правила организации занятий заболевших детей.
Подбор игрушек и занятий должен дозироваться в зависимости от
течения заболевания и от состояния ребенка. Не следует
заставлять малыша играть. Силы ребенка во время болезни истощены.
Позвольте малышам просто подержать игрушки в руках, но не
уносите их. Это может огорчить ребенка. Интерес к игрушке
остался, а вот сил нет.
Все игры и занятия должны быть спокойными. Часто
бывает, что посреди даже спокойной игры у больного могут
начаться капризы, это означает, что ребенок переутомился. Особые
требования предъявляются к выбору игрушек во время болезни.
Игрушки должны быть небольшими, легкими и неяркими. Когда вам
нездоровится, вы инстинктивно стремитесь оградить себя от
избыточных раздражителей: притушить свет, уменьшить громкость
телевизора. То же самое испытывают и дети. Яркие и большие
игрушки, а также предметы, требующие активных движений, даже
если до болезни они были любимыми, следует спрятать. Но если же
у ребенка есть особенно любимая кукла или мишка, позвольте
положить их рядом со собой в постель. Нельзя детям во время
болезни давать новые игрушки, действия с которыми вызывают
умственное напряжение. Это очень важно, так как специальными
исследованиями показано, что во время болезни уровень
психического развития ребенка снижается.
Количество игрушек должно быть небольшим. Если
игрушки разбросаны в беспорядке на постели, это заставляет
ребенка вертеться, игрушки падают, ребенок делает попытки
поднять игрушки или зовет взрослых. Все это утомляет и вас и
ребенка.
Детей необходимо отвлекать от фиксирования
симптомов болезни. Например, нужно сократить частоту приступов
кашля. Для этого ребенок все время должен быть чем-то занят.
Увлеченный игрой он как бы забывает о кашле. Здесь могут быть
полезны игры с теплой водой. Сухой воздух раздражает дыхательные
пути и может вызвать приступ. При любом заболевании легких и
верхних дыхательных путей нельзя разрешать детям играть на полу,
так как малыши сидят скрючившись, на корточках, сжав грудную
клетку.
Неоценимую пользу может принести игра и в тех
случаях, когда вы столкнулись с проявлением детской нервности.
Главное условие преодоления подобных состояний постоянная
работа родителей по созиданию и укреплению всего того, что есть
ценного в ребенке, с опорой на положительные стороны его
личности.
Повышенное фантазирование, как правило, связано с
отставанием в развитии моторной сферы. Поэтому необходимо
привлекать ребенка к подвижным играм с правилами, развивать
моторную ловкость в упражнениях на координацию движений и в
конструктивных играх. Но ни в коем случае нельзя запрещать
говорить детям на тему излюбленных фантазий. С детьми, у
которых ускорен темп речевого развития, что, кстати, так же
может быть признаком нервности, не следует много играть в игры с
перевоплощениями в игровые персонажи. Вся игра обязательно
должна быть действенной, а не только речевой.
Бывает, что у ребенка со слабой нервной системой
укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками.
Не следует поспешно требовать включения его в группу играющих.
Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с
детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно
и постепенно вводить ребенка в игру. Частым проявлением детской
нервности является страхи повышенная общая тревожность ребенка.
Детям со страхами необходимо повышать уверенность в своих силах,
самооценку. В этом могут помочь подвижные соревновательные игры.
Надо постоянно отмечать успехи и достижения ребенка.
Играя с ребенком, родителям необходимо постоянно
отмечать любой, даже незначительный успех малыша. Не забывайте
положительно оценивать выбор игрушек, удачный сюжет, ловкое
игровое действие. Не бойтесь такими похвалами избаловать ребенка,
помните, что упрямыми и капризными становятся обычно неуверенные
в себе дети. Ребенок любит преодолевать препятствия,
демонстрировать себе другим свою силу. Малыш как бы всегда
находится в состоянии соревнования с самим собой. Он добивается
определенного, значимого для него места в семье признания своей
ценности и в своих глазах и в глазах близких для него людей.
Играйте с вашими детьми, постоянно
подкрепляйте их естественную потребность к развитию и
совершенствованию.
|