|
Шахматы рано
выявляют в ребенке то, что иначе открылось бы в нем
значительно позже, а могло и вовсе не раскрыться.
Г. Каспаров.
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой!
Сколько веков люди ведут в бой маленькие фигурки, а исчерпать
все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного
королевства до сих пор никому не удалось. Шахматы необычайно
эмоциональны, они дарят сильные переживания и яркие образы,
помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Давно
доказано, что занятие шахматами укрепляет память, развивает
аналитические способности и воображение, помогает вырабатывать
такие черты характера, как организованность, целеустремлённость,
объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа
становится усидчивее, озорник выдержанней, зазнайка
самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным,
собранным. К тому же шахматы замечательный повод для общения
людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению
дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной
федерации являются слова Все мы одна семья. В нашем ДОУ дети
старшей и подготовительной группы с удовольствием посещают
шахматный кружок, который ведет тренер шахматной школы Вертикаль
Волощук
Наталья Владимировна. При создании шахматного кружка мы
руководствовались словами известного шахматиста Тиграна
Петросяна Шахматы это по форме игра, по содержанию
искусство, а по трудности овладения наука Шахматы могут
доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка.
В зимнее время в нашем детском саду прошел
межгрупповой турнир, на котором были выявлены сильнейшие.
Победителям были вручены грамоты и памятные подарки,
поздравления со стороны друзей и родителей. В марте месяце
наши воспитанники приняли участие в городском шахматном турнире,
где они оттачивали свое мастерство и мерились силами с ребятами
из других детских садов. Для закрепления знаний шахматной науки
и знакомства детей младшего возраста с замечательной игрой мы
выбрали интересную форму грандиозный бал-маскарад Путешествие
по шахматному королевству. В течении 2-х месяцев администрация,
воспитатели с детьми, родители вели активную подготовку к
празднику: шились костюмы, готовилось оформление зала,
разлиновывалось огромное шахматное поле, готовились атрибуты.
Представление превзошло все ожидания.
Шахматные
король и королева открыли бал и представили свою свиту.
Познакомили детей с передвижением фигур по шахматному полю,
показали азы шахматных партий. . Путешествие по шахматному
королевству
увенчалось балом фигур красивым менуэтом. Праздник
продолжился соревнованием черных и белых фигур. Много радости
доставили как участникам, так и зрителям проведение спортивных
эстафет и игр. Активное участие принимали и родители
воспитанников . Праздник удался на славу! Администрация детского
сада выражает благодарность родителям старшей (Губина Н.Ф.,
Решетникова С.В., Абросовы Н.С. и Е.В.) и подготовительной (Безуглая
Т.А., Чижик А.А., Кондрашина О.А., Мигузов А.Г., Галанина С.,
Васильева) групп, принявших активное участие в подготовке
праздника.
Коллектив детского сада считает, что цель привитие любви к
шахматам была достигнута. Этому способствовало совместное
творчество педагогов, детей и родителей, положительный
эмоциональный настрой, спортивный азарт, укрепление веры в
собственные силы, дружеские отношения.
Подготовительная группа.
Старшая
группа.
Предлагаем
несколько советов родителям, при обучении игре в шахматы.
Во всяком деле
должен преобладать здравый смысл, в том числе и в обучении детей
игре в шахматы. Помните, что шахматная игра это, прежде всего
средство разностороннего развития ребенка, а не превращение его
в вундеркинда. Если вы сумеете победить в себе мелкое тщеславие
и подчинить шахматы воспитательному процессу, а не приносить
ребенка в жертву этой игре, считайте, что вы кое-чего добьетесь.
Любое занятие
более продуктивно тогда, когда выполняют его с любовью. Шахматы
игра, достойная самой глубокой привязанности. Постарайтесь
воспитать в вашем ребенке такое отношение к ней, чтобы он всякий
раз садился за доску с охотой, а не из-под палки, с ощущением
радости и легкости. Тогда и отдача от шахматных занятий
обернется большей продуктивностью, пользой.
Если вы
скептически относитесь к этой древней игре, не старайтесь
внушать свои взгляды на шахматы детям. Пусть все идет своим
чередом. Время поставит точку над i . А шахматы между тем
сделают свое дело: помогут вашему ребенку расширить кругозор,
интенсивнее развиваться , приведут в систему мышление, воспитают
характер, помогут выбрать увлечение, а возможно, станут добрым
спутником жизни.
Досуг дело
серьезное. От того, как вы сумеете его организовать, во многом
зависит полнота детских интересов. Личный пример самый
заразительный. Помните об этом. Играйте в шахматы в семье по
возможности чаще, но сочетайте увлечение этой игрой с самыми
разнообразными занятиями. Свободное время важный резерв в
воспитании, в формировании разносторонне развитой личности,
активной жизненной позиции.
Как бы ни было
трудно вам, как бы ни хотелось иногда забросить шахматные
занятия с ребенком, потому что он, на ваш взгляд, медлителен и
не очень сообразителен в игре или, напротив, быстр и потому в
усвоении навыков поверхностен, не отчаивайтесь. Ничто не
проходит бесследно, в том числе и обучение игре в шахматы.
Знайте и верьте: вы дарите своему ребенку возможность в каждой
партии открывать себя и, если любовь к шахматам привьется, то,
значит, и интересный, содержательный досуг шагнул в его жизнь.
Двигаясь от
клеточки к клеточке, вы научите ребенка азам шахматной игры и
грамоты, чтению, письму, счету, расширите его словесный запас.
Такой круг деятельности послужит хорошей основой разностороннего
формирования личности, выявления способностей и их развития,
подготовкой ребенка к школе.
Предлагаем
несколько вопросов для расширения детского кругозора, и знаний
при знакомстве с шахматами.
1. Какую страну
считают родиной шахмат? (Индию)
2. В какую фигуру
может превратиться пешка, а в какую нет? (Слон, конь, ладья,
ферзь Король)
3. Кто назад не
ходит? (Пешка)
4. Великан и
пигмей, а у обоих шаг короток. (Король и пешка)
5. У кого на
шахматной доске больше прав: у ладьи или у пешки? (У ладьи. Она
в пять раз сильнее пешки)
6. Что за ход:
можно идти сразу двумя фигурами? (Рокировка)
7. Кого называют
разноцветными? (Слонов)
8. Если вместе
две сестрицы, то сильнее сильного. (Ладьи)
9. Как
переводится слово гроссмейстер? (Великий мастер)
10. Кто из войска
противника королю объявить мат не смеет? (Король)
11. Какая самая
сильная фигура в шахматах? (Ферзь)
12. Как
называется шахматная грамота? (Нотация)
13. Каково
название начальной стадии игры? (Дебют)
14. Из скольких
клеток состоит шахматная доска? (Из 64)
15. Как
называется линия ровно расположенных шахматных фигур? (Ряд)
16. Какая фигура
три шага ступает, преград не знает? (Конь)
17. Как
называется смерть королю? (Мат)
18. Как
называется разновидность ничьей? (Пат)
19. Лишь пожелаю
хожу, как хочу, все подряд молочу. (Ферзь)
20. Какая фигура
ходит косо по полю одного цвета? (Слон)
|